Открыть

Как платят ИП в 2017 году? (ОСМС)

ИП общего режима – за июль-декабрь 2017 года. Согласно п. 6 ст. 30 Закона «Об обязательном медицинском страховании», ИП оплачивают платежи не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов, соответственно, последний платеж будет осуществлен в январе 2018 года за декабрь 2017 года (в 2018-2019 годах от уплаты освобождены).

ИП, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации – за июль-декабрь 2017 года. Поскольку упрощенная декларация представляется согласно налоговому законодательству РК в налоговый орган не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, а уплата начисленных налогов производится в срок не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, то последний платеж будет осуществлен не позднее 25 февраля 2018 года (в 2018-2019 годах от уплаты освобождены).

Как платим отчисления и взносы в связи с переносом ОСМС на 1 января 2020 года?

Работодатели – без изменений.
Отчисления работодателей в ФСМС остаются без изменений: 1,5% в 2018-2019 годах, г., 2% – с 2020 года.
Это касается также владельцев ИП и КХ, имеющих наемных работников.

Физлица– освобождены от уплаты взносов до 1 января 2020 года

Ставки взносов для лиц, получающих доходы по договорам ГПХ снижены до 1% от начисленного дохода в 2020 году и 2% – в 2021 году. Взносы с их дохода в 2018 – 2019 годах не удерживаются.

ИП не платят взносы за себя как ИП в 2018-2019 годах, НО продолжают оплачивать отчисления как работодатели за своих наемных работников (1,5% в 2018-2019 годах, 2% – с 2020 года)

С дохода наемных работников взносы удерживают и оплачивают работодатели (1% в 2020 году, г., 2% – в 2021 году)

Государство оплачивает взносы за отдельные категории – в 2020 году 4% от среднемесячной заработной платы, предшествующей двум годам текущего финансового года, определяемый уполномоченным органом в области государственной статистики (п. 2,3 статьи 26 Закона «Об обязательном медицинском страховании»).

Лица, не попадающие в вышеуказанные категории могут оформить страховку оплатив 5% от одного МЗП.

Многие представители бизнеса задаются вопросом о дополнительной нагрузке на их доходы при уплате обязательных взносов на медстрахование?

Ответ: На самом деле, нагрузки на бизнес не произойдет за счет уменьшения ровно на такую же величину налога на социальное страхование. Такая норма обсуждается в рамках принятия поправок в Налоговый кодекс РК. Получается, что сегодня работодатели ежемесячно платят в государственный фонд социального страхования налог 5%, он может снизиться на 1,5%, до 3,5% от зарплаты каждого работника. Таким образом, платежи в фонд медстрахования для работодателя в течение следующих двух лет нивелируются за счет уменьшения соцналога.

Как будет развиваться конкуренция среди медицинских организаций в условиях ОСМС и будет ли ожидаемое повышение качества?

Ответ: Конечно, и уже сейчас можно говорить, что появление Фонда и внедрение страховой медицины значительно подстегнет конкурентную среду на рынке медуслуг. В процессе подготовки к закупу медуслуг на следующий год выявилось, что 45% всего перечня потенциальных поставщиков ФСМС, это частные медоорганизации. Это те самые частные клиники, куда предпочитают обращаться многие наши пациенты, в поисках более квалифицированных специалистов, отсутствия очередей и повышенного сервиса. Частники уверенно вступают в конкурентное поле, намерены оказывать медуслуги населению по условиям контрактов ФСМС, по существующим тарифам. Фонду, по сути, без разницы, какая больница будет лечить больных, государственная или частная, главное для него – это результат оказанных медицинских услуг, на основе стандартов и протоколов. Думаю, что со временем в конкурентной борьбе произойдет отбор самых лучших поставщиков медуслуг, кто сможет обеспечить населению качественную и доступную медицинскую помощь.

Стоит добавить, что параллельно начата разработка Единого перспективного плана развития инфраструктуры здравоохранения, в соответствии с которым монопрофильные организации будут интегрированы в многопрофильные, преобразованы в товарищества и акционерные общества, после чего могут быть переданы в доверительное управление или на приватизацию. Это, в свою очередь, также позволит обеспечить снижение административных затрат, улучшение преемственности и повышение качества медицинской помощи.

В результате этой структурной реформыбудет сформирована компактная сеть объектов здравоохранения, готовая к работе в рыночных условиях. Доля финансирования частных медицинских организаций в рамках ОСМС повысится с 7% в 2017 году до 33% в 2025 году.

Многие клиенты частного страхования выражают опасения по поводу сокращения ДМС.На самом деле, сами участники рынка добровольного страхования считают, что с внедрением ОСМС, интегрированные пакеты медуслуг станут более привлекательными для клиентов и готовы стать партнерами обязательной страховки. Оптимизированный перечень ГОБМП и адекватная тарифная политика создадут импульс для дальнейшего развития ГЧП, частной медицины и ДМС. Это позволит интегрировать ДМС в систему ОСМС, усилит конкуренцию среди медицинских организаций за доступ к новым источникам финансирования, что, в конечном счете, положительным образом отразится на качестве медицинских услуг.

Зачастую в поликлиниках и больницах людям приходится оплачивать медуслуги за счет своих средств. Будет ли ОСМС способствовать снижению карманных расходов населения?

Ответ: В 2015 году расходы частных лиц на здравоохранение превысили 500 млрд тенге. При этом 25% из них были гарантированы в рамках ГОБМП. Из-за этого доля карманных платежей населения выросла с 31% в 2011 г. до 39% в 2015 г. ВОЗ рассматривает это как затраты, приводящие к бедности. Также это позволяет говорить о неустойчивости системы здравоохранения. Для сравнения, в странах Европы доля расходов населения составляет 16,3%. В результате население уходит в частные клиники за медуслугами, которые входят в перечень бесплатной помощи.

На фоне этого частные расходы на лекарственные средства в Казахстане выросли до 83%от всего объема средств, затрачиваемых на лекарства. В то время как государство оплачивает только 1/6 часть всех затрат. При этом в странах ОЭСР государство возмещает 57% от всех расходов на АЛО. Такое соотношение государственных и частных затрат на лекарства ведет к неудовлетворенности населения системой здравоохранения, провоцируя постоянный рост «карманных» расходов.

Получается, что для дальнейшего финансового обеспечения постоянно растущих потребностей в медицинской помощи необходимо внедрение другой модели финансирования медицины.

В этой ситуации внедрение социального медицинского страхования позволит не только привлечь дополнительные ресурсы на развитие здравоохранения, но и сдерживать рост бюджетных расходов, а также снизить карманные расходы населения через механизм страхования финансовых рисков с заболеванием. Таким образом, внедрение ОСМС является жизненно важной и прогрессивной реформой,

Отметим, что отличие ОСМС от обычного медстрахования заключается в том, что нерегулируемый государством рынок медицинских страховщиков предпочитает страховать только здоровых молодых граждан, а детей, стариков и социально уязвимые слои населения – наиболее активных потребителей медпомощи – оставляет за бортом, считая их не приоритетными, нежелательными клиентами.

Так, опыт Грузии показывает, что внедрение частного медицинского страхования приводит к росту стоимости услуг, к росту расходов на здравоохранение и выпадению из системы медстрахования наименее платежеспособных граждан. При этом доля карманных расходов населения там составляет 60%. Именно поэтому система ОСМС с единым фондом, контролируемым государством, которая внедряется в Казахстане, является наиболее справедливой системой медстрахования.

Давайте еще раз вернемся к предпосылкам внедрения страховой медицины в Казахстане, насколько необходимо было внедрение ОСМС?

Ответ: Это связано с увеличением затрат на здравоохранение, которое обусловлено ростом рождаемости на 10%, снижением смертности на 27%, увеличением продолжительности жизни до 72 лет и средним возрастом казахстанцев в 32 года, это все влечет за собой рост численности населения – потребителей медуслуг. Наряду с этим отмечается рост числа неинфекционных заболеваний, таких как сердечнососудистые болезни и онкология. Все это происходит на фоне инфляции и удорожания стоимости нового медоборудования и лекарств. Кроме того, дальнейшее внедрение инновационных технологий в медицину также требует соответствующего финансирования.

Учитывая динамику роста населения, можно прогнозировать дальнейшее увеличение затрат госбюджета на здравоохранение. Несмотря на более чем 4-кратный рост расходов государства на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОМБП) с 209 млрд тенге в 2006 г. до 884 млрд тенге в 2016 г., объем этих расходов к уровню ВВП страны имеет тенденцию к снижению. Инфляция съедает значительную часть реальных расходов здравоохранения. Так, несмотря на то, что в номинальном выражении расходы на ГОБМП с 2013 года по 2016 год выросли на 46%, в реальном выражении рост составил 14%. Как следствие, уже сложился дефицит финансирования ГОМБП в сумме 540 млрд тенге: недофинансированы высокотехнологичные медуслуги, консультативно-диагностические услуги, сфера амбулаторно-лекарственного обеспечения, а также обновление основных средств и повышение социального уровня медработников.

Утвержденный бюджет АПП на 2017 год не только не покрывает фактических расходов, но и не учитывает естественный прирост населения. Для удовлетворения потребности в финансировании первичного звена медпомощи потребуется более 15 млрдтенге.

В Казахстане сегодня государственное финансирование лекарственного обеспечения на душунаселения составляет 44,5 долларов США (среднее по ЕС $300). Финансирование амбулаторно-лекарственного обеспечения на душу населения – 24долларов (среднее по ЕС $200).

Расходы на лекарственные средства в Казахстане составляют 0,7% от ВВП. В развитых странах этот показатель составляет в среднем 1,4% от ВВП.

Что изменится для населения в плане получения медицинской помощи до 2020 года?

Ответ: В течение 2018-2019 годов оказание медицинской помощи всем категориям граждан будет осуществляться, по-прежнему, в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи. Напомню, что в этом пакете сохраняются следующие виды бесплатных медицинских услуг: скорая помощь и санитарная авиация, вакцинация, медицинская помощь при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, амбулаторно-поликлиническая помощь, первичная медико-санитарная помощь, консультативно-диагностические услуги, амбулаторное лекарственное обеспечение, экстренная и плановая стационарная медпомощь, стационарнозамещающая помощь, высокотехологичные медицинские услуги.

С 2020 года в связи с внедрением ОСМС будут определены четкие границы обязательств государства через оптимизацию пакета ГОБМП до уровня выделяемых бюджетных средств, лимитирование отдельных видов неприоритетных медицинских услуг и формирование адекватных тарифов. Другими словами, мы должны сделать доскональную ревизию и детализацию бесплатных медицинских услуг и соотнести этот объем со средствами, которые выделяются на их предоставление.

Услуги, не вошедшие в ГОБМП, население сможет получать в рамках ОСМС, или оплачивать самостоятельно, или через добровольное медицинское страхование (далее – ДМС).

Для того, чтобы обеспечить безболезненное вхождение населения в систему ОСМС, сохранив минимальные социальные гарантии, незастрахованные будут получать гарантированный объем медуслуг за счет государства до 2022 года, только уже в усеченном виде. Застрахованные в системе ОСМС, напротив, будут иметь преимущества, и с 2020 года смогут получать расширенный пакет медуслуг, на финансирование которого будут направляться средства ФСМС.

Мы считаем, что такой подход создаст стимул для незастрахованных граждан самостоятельно осуществлять уплату взносов и переходить в категорию застрахованных.

Чем сейчас занимается Фонд социального обязательного медицинского страхования?

Ответ: В соответствии с действующим законодательством, Фонд закупает медицинские услуги для всего населения страны. Это закреплено в Законе об ОСМС и в Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Даже при изменении сроков обслуживания в рамках ОСМС, Фонд должен обеспечить закуп базового пакета. Вся подготовительная работа для закупа проведена:

Министерством здравоохранения утверждены новые Правила закупа медицинских услуг;

с 7 сентября 2017 года на сайте Фонда и управлений здравоохранения регионов размещено приглашение для участников рынка о включении их в Единую базу потенциальных поставщиков начиная. Медицинские организации, желающие работать с Фондом в 2018 году, могут подавать заявки на включение в список поставщиков, и в этом случае Фонд рассмотрит возможность размещения заказа из имеющихся средств.

Заявка простая и включает 3 документа – собственно заявление, свидетельство о гос. регистрации юридических лиц (для ИП – свидетельство о регистрации ИП и удостоверение личности), копию лицензии на медицинскую деятельность и сведения о лицах, ответственных за ведение информационных систем.

Контракты будут заключаться на конкурсной основе с мед. организациями, вошедшими в Единую базу. Проведена предварительная разъяснительная работа с медицинскими организациями.

В базу данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинских услуг в 2018 году, подали заявки 1519 медицинских организаций, из которых 45% являются частными. По сравнению с закупочной кампанией прошлого года, количество субъектов здравоохранения, претендующих на выполнение основного объема медицинской помощи, увеличилось в 1,5 раза.

Результаты работы по формированию базы данных поставщиков Фонд оценивает позитивно. В утвержденной акционерами Фонда Стратегии развития была поставлена задача по вовлечению как можно большего числа частных организаций, и мы видим, что она реализуема;

завершить процедуры закупа мы планируется в ноябре, в декабре уже начнется процесс заключения договоров на оказание медицинской помощи с медицинскими организациями.

Согласно новым Правилам закупа функции регулятора рынка отделены от закупщика. Такой подход полностью соответствует передовому международному опыту.

Новые Правила закупа разработаны при активном участии бизнес-сообщества и включают следующие новшества:

сокращен пакет документов, необходимых для участия в конкурсе;

появилась возможность обновлять базу потенциальных поставщиков постоянно в течение года, а не в определенное время. Это позволит оперативно закупать дополнительные объемы мед. услуг при возникновении такой необходимости;

сформированы постоянно действующие комиссии по закупу медицинских услуг в областях и на уровне республики. НПП «Атамекен», Национальная палата здравоохранения, профсоюзы, НПО, представляющие интересы пациентов и субъектов здравоохранения, представили свои кандидатуры для включения в состав этих комиссий. Такая конфигурация позволит провести конкурсный отбор максимально прозрачно, а все участники конкурса будут равноудалены от процесса принятия решений;

также сформирована постоянно действующая апелляционная комиссия Фонда, для разрешения вопросов, связанных с закупом услуг. В эту комиссию также вошли представители Министерства здравоохранения, НПП «Атамекен», НПЗ и НПО;

договоры с поставщиками предусматривают конкретные требования и целевые индикаторы качества в зависимости от видов медицинской помощи, в частности по материнской и младенческой смертности, охвату профилактическими скринингами, госпитализациям с осложнениями и т.д.

Куда будут направлены страховые средства, собранные с бизнеса за два следующих года, как гарантируется сохранность отчислений?

Ответ: Переходный период, в течение которого предлагается сохранить сбор взносов с работодателей, позволит выполнить два важных и необходимых условия. С одной стороны, аккумулирование средств плательщиков в течение двух переходных лет обеспечит требуемые Нацбанком резервы ликвидности, по расчетам ФСМС на 2020 год, это месячный запас на оплату медуслуг в сумме 85,5 млрд тенге, плюс 3% резерва от размера активов на непредвиденные расходы, что составляет порядка 30,9 млрд тенге. Оставшаяся сумма, а всего к 2020 году предполагается накопить 206 млрд тенге, будет направлена единовременно на увеличение пакета медицинского страхования, для того, чтобы обеспечить мотивацию людей к участию в системе ОСМС.

Поэтому определённый пул средств, накопленный к старту реформы, позволит обеспечить и финансовую «подушку безопасности», и создать привлекательные условия для застрахованных за счет расширенного пакета медуслуг, который в сравнении с пакетом ГОБМП будет более весомым и станет в большей степени отвечать запросам населения к медицине.Взносы и отчисления, поступающие в НАО «Фонд социального медицинского страхования», будут находиться на счетах в Национальном банке, где гарантируется их полная сохранность до начала оплаты медицинских услуг с января 2020 года.

Кто осуществляет контроль над расходованием средств Фонда?

Ответ: У Фонда три вида контроля. Государственный контроль осуществляют министерство здравоохранения, согласно которому ежеквартально предоставляется 9 форм отчетности, они также доступны Минфину и МНЭ РК. Кроме того, у фонда есть раздельный учет, который построен по МСФО. Есть баланс по активам, по собственным средствам, который аудируется независимой аудиторской организацией и публично размещается на нашем сайте. Там уже есть отчет за 2016 год, хотя деятельность велась только 1,5 месяца.

Также размещается финансовая отчетность в депозитарии финансовой отчетности. Корпоративный контроль осуществляется через совет директоров, возглавляет его министр здравоохранения. В него входит вице-министр финансов, вице-министр нац-экономики, заместитель председателя Нацбанка, есть независимые директора. Совет директоров утверждает систему оплаты труда, штатную численность, внутренние документы фонда. Согласно стандартам корпоративного управления, в фонде действует политика и процедуры по управлению рисками, утверждены процедуры по информационной безопасности.

Задайте вопрос директору
* - Обязательные поля